Вы можете войти в гостевой аккаунт чтобы ознакомится с внутренней структурой сайта.

Информация

Мир детства сладостен и тонок,

Как флейты плавающей звук.

Пока смеётся мне ребёнок,

Я знаю, что не зря живу.

Твердят друзья: «Есть нивы тише»,

Но ни за что не отступлю.

Я этих милых ребятишек,

Как собственных детей люблю…

И каждый день как на премьеру

Вхожу в притихший детский сад:

Иду сюда не для карьеры –

Здесь каждый мне ребёнок рад.

Быть в гуще детских восприятий…

И так на протяженье лет –

Судьба моя – я воспитатель!

Нет лучшей доли на земле.

   

     Я, Казенных Татьяна Викторовна, работаю в МБДОУ  детском саду № 97 «Солнышко» комбинированного вида воспитателем. Мой педагогический стаж 11 лет.

      Моя профессия – ВОСПИТАТЕЛЬ. Быть воспитателем – это значит видеть неповторимость каждого ребёнка.

      Детский сад – удивительный мир! Его обитатели – удивительные создания! Самая добрая, бескорыстная, доверчивая, чистая, простая душа ребёнка вовлекает в общение и в желание работать с ним. При работе с детьми всегда кажется, что время летит незаметно. В детском саду я работаю четыре года и еще ни разу не пожалела о выборе своей профессии. Я рада, что я педагог дошкольного образования! Ведь отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность, – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего педагога.

       Актуальность:

        В Законе об образовании предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья-детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.
       Кроме того, согласно новому закону об образовании родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

      В связи с этим, мною был разработан проект «Я и моя семья», как один из аспектов взаимодействия ДОУ с семьей в условиях ФГОС. Мотивируя выбор темы тем, что старые формы работы с семьёй не достаточны и не всегда дают положительный результат.

      Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс группы новых форм работы с семьями воспитанников, которые позволят установить эффективное и целенаправленное взаимодействие педагогов и родителей в рамках социального партнёрства.

      В законе РФ «Об образовании» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

         Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

        Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобще-нию детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.

      Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект «Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье?».

          Цель проекта: способствовать самопознанию ребёнка, формированию у детей интереса к своей семье, осознанному пониманию значимости семьи в жизни ребёнка, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.

           Задачи проекта:

  • Формировать у детей представления о семье, традициях, профессии родителей.
  • Формировать позитивное отношение к своему «Я».
  • Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

             Формы работы:

С детьми: беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья», совместная деятельность с родителями.

С родителями: наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Семья там, где живет счастье!»; анкетирование,видеопросмотры, конкурсы, совместная деятельность с ребёнком.

          Предполагаемый результат:

1. Дети получают информацию о своей семье.

2. Понимают значимость семьи в жизни каждого человека.

3. Умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявляют заботу и уважения ко всем членам семьи.

5. Родители активно участвуют в реализации проекта.

          Участники проекта: дети разновозрастной группы 3-5 лет, педагоги, родители.

          Продолжительность проекта: 1 месяц.

          Этапы работы над проектом:

ØОрганизационно - подготовительный этап:

Выбор темы проекта, изучение методической литературы. Исходя из интересов детей, проводится круглый стол с  родителями, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды. Разработать перспективный план.

ØОсновной  этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

ØЗаключительный этап:

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

         Описание проекта:

        1 этап – организационно-подготовительный.

         На первом этапе проведено анкетирование родителей на тему «Нравственные ценности», «Важно ли быть родителями», оформлена выставки детских рисунков «Я дома, я в детском саду», слайд-шоу «Моя семья-мое богатство», разработан паспорт проекта, определена его цель и основные задачи, определены участники проекта, определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, подобрана наглядная информация: иллюстрационный материал, литературные произведения, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и строительные игры, оформлены памятки «Заповеди воспитания для родителей».

         2 этап - основной.

       Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную и совместно-партнерскую деятельность (игровая деятельность, творческая деятельность, культурно-досуговая деятельность, сотрудничество с семьей, познавательно-речевая деятельность). Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. Работа педагога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях. Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».

3 этап – заключительный.

Цель: анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта «Счастливая семья. Какая она?».

Анализ мероприятия.

       В результате работы над проектом: сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга; сформировали умения разворачивать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся представлений о семье; проявление детьми доброжелательности, эмоциональной отзывчивости по отношению к членам семьи, желания оказать им помощь; пополнился словарный запас детей. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

- это учет индивидуальности ребенка;

- самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка;

- это укрепление внутрисемейных связей;

- это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

- это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

       Таким образом, использование разнообразных форм работы и в частности проектной деятельности с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

       К сожалению, до разработки и проведения проекта, результаты диагностики показывали, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдались неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не были сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи. Родители не всегда выслушивали мнение детей, отсутствовало доверие и уважение между членами семьи. Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Я считаю, что взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить